Творчество польского художника первой половины ХХ века, к сожалению, мало известно в наше время. Однако самобытность и незаурядность его таланта нашли множество поклонников по всему миру. Никто не останется равнодушным, любуясь сериями картин «Цветы», «Времена года», «Славянские девы», «Месяцы», в которых художник воспевает женскую красоту, природу и демонстрирует глубокое знание народных традиций и обрядов.
Биография Альфонса Мухи
Альфонс Муха родился в Моравии, в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Конец XIX века оказал глубокое влияние на всё его творчество: даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стремясь в бурное, неспокойное время отобразить в своих произведениях душу народа. Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек, остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего, по расчёту) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника. Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства, и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительно, получили среднее образование.
Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но, надо сказать, далеко не лучшим. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе и уроки Закона Божьего, что считалось недопустимым, а отличные оценки получал только по рисованию и пению. Вскоре студент был отчислен из Академии по причине «полного отсутствия таланта к художеству» и стал писарем в городском суде Иванчице.
Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в венской фирме, производящей театральный реквизит, он устроился туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разорилась, и Альфонс вновь остался без работы. Благодаря хлопотам отца, он перебрался в южный город Микулов, где занимался чем придётся: немного рисовал театральные декорации, создавал миниатюры, портреты, плакаты и, порой за неимением другой работы, занимался малярными работами.
И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он украшал потолки в стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далёкой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художник выезжал на природу, где жадно рисовал с натуры.
В гости к графу приехал венский профессор живописи Край, который заинтересовался произведениями молодого художника и убедил его продолжить образование. Довольный граф стал меценатом Альфонса и за свой счёт отправил его в Академию художеств города Мюнхен. Так, в 1885 году, художник продолжил своё профессиональное образование. Через два года он перевёлся в Академию искусств в Париже, причём сразу на третий курс. Это было лучшее время в его учёбе, но оно скоро закончилось: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы.
В некоторых мемуарах Альфонс Муха упоминает о периодах лишений и невзгод, но уже в 1891 году он установил прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также создавал плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключила с ним шестилетний контракт на все новые произведения. Таким образом, Альфонс вступил в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходили выставки его работ во многих крупных европейских городах, и изменчивая Фортуна, наконец, постучала в дверь к художнику.
Славянская Эпопея
Сегодня критики в один голос утверждают, что именно этот период конца XIX – начала XX века стал самым ценным в творчестве художника. Он смог создать собственный стиль и направление в искусстве. В наши дни считается, что именно произведения этого цикла являются самым ценным вкладом художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже, в «парижский период», Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.
Любовь к Родине, её природе, истории и традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Уже будучи зрелым творцом, Альфонс Муха задумал создать серию картин, посвящённых истории славян. Эта идея не родилась в один момент – он долго её вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и было создано двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории. Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и её народ. Всю коллекцию картин он подарил любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ ко всему собранию полотен, и по сей день можно любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.
Любовь в жизни художника
Именно в Париже Муха встретил свою любовь, свою музу – девушку-чешку Марию Хитилову. В 1906 году они вступили в брак, хотя Мария была моложе Альфонса на двадцать лет, но искренне любила его и восхищалась его творчеством. Для Альфонса же эта юная девушка стала, как он сам говорил, второй любовью после Родины. Вместе с ней он переехал в Америку, где подписал выгодные контракты на создание серий работ. Здесь родились дети художника, но мечты о далёкой родине никогда его не покидали, и в 1910 году семья Альфонса вернулась в Моравию.
Последний период творчества
В 1928 году, после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работал над созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению; все его начинания были «обречены на успех» благодаря самобытному таланту и неустанному труду.
С приходом к власти фашистов и пропагандой расистских теорий интерес к творчеству Мухи упал. Его объявили панславянистом, его патриотизм шёл вразрез с идеологией нацистов, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписывались в пропаганду насилия и жестокости. Художник был объявлен врагом Третьего Рейха и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью он успел издать мемуары и по завещанию был похоронен в Чехии, на Вышеградском кладбище.
Несправедливо забытый
Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. По инициативе его детей и внуков он был открыт в 1998 году. Именно здесь можно увидеть изменившую жизнь мастера афишу к спектаклю «Жисмонда». В музее хранятся экспонаты, сопровождающие жизнь художника и освещающие его творчество. Многие выставленные здесь предметы были переданы в дар музею семьёй художника; из них можно узнать о его личной жизни и характере, привычках и семейных отношениях. Знаменитые полотна «Славянской эпопеи» рассказывают о понимании мастером своей истории и значении патриотизма в жизни каждого человека. К сожалению, очень немногие знают творчество этого удивительного мастера, ценителя красоты и народного творчества, который тонко передавал настроение и чувства в своих полотнах, посвящённых женщинам и природе.