Метро в Праге

0

Прага одновременно является и столицей, и крупнейшим городом в Чехии. Здесь проживает около 1,2 млн человек, а метро — основа всей системы общественного транспорта города, которая ежедневно перевозит более миллиона, а в год почти 420 млн пассажиров.
Управляет чешским метрополитеном муниципальное предприятие общественного транспорта столицы. Оно отвечает за работу всей сети транспорта Праги (автобусов, трамваев, метро, включая фуникулер на Петршин Холм и канатную дорогу в Пражском зоопарке). С 1993 г. подземка, автобусный и трамвайный парк объединены в интегрированную систему пассажироперевозок столицы, а проездные талоны здесь действуют сразу на все разновидности транспорта сразу.

Ветки и станции метро в Праге

Столичный метрополитен в Чехии имеет три ветки, каждая из которых носит свое цветовое и буквенное обозначение: зелёная линия A, желтая B и красная C. 57 станций связывает более 50 км железнодорожных путей, по большей части, подземных. Все ветки пересекаются в центре города, образуя своеобразный треугольник.

Пересадочных станций, предназначенных для того, чтобы попасть с одной ветки на другую три: Muzeum, Můstek и Florenc.
Карта метро в Праге
Карта метро в Праге

Здесь можно скачать подробную карту метро и автобусов в высоком качестве.

Особенности трех линий метро в Праге

Линия А Линия В Линия С
Цвет Зеленый Желтый Красный
Направление С востока на запад С востока на запад С севера на юг
Время в пути 20 минут 41 минут 25 минут
Количество станций 13

Náměstí Míru – самая глубокая станция в ЕС

24 20
Переходы между ветками Mustek – переход на желтую

Muzeum – переход на красную

Mustek – переход на зеленую

Florenc  – переход на красную

Muzeum  – переход на зеленую

Florenc  – переход на желтую

Станции Nemocnice Motol —

Petřiny —

Nádraží Veleslavín —

Bořislavka —

Dejvická —

Hradčanská —

Malostranská —

Staroměstská —

Můstek —

Muzeum —

Náměstí Míru —

Jiřího z Poděbrad —

Flora —

Želivského —

Strašnická —

Skalka —

Depo Hostivař

Zličín —

Stodůlky —

Luka —

Lužiny —

Hůrka —

Nové Butovice —

Jinonice —

Radlická —

Smíchovské nádraží —

Anděl —

Karlovo náměstí —

Národní třída —

Můstek —

Náměstí Republiky —

Florenc —

Křižíkova —

Invalidovna —

Palmovka —

Českomoravská —

Vysočanská —

Kolbenova —

Hloubětín —

Rajská zahrada —

Černý Most

Letňany —

Prosek —

 Střížkov —

Ládví —

Kobylisy —

Nádraží Holešovice —

Vltavská —

Florenc —

Hlavní nádraží —

Muzeum —

I. P. Pavlova —

Vyšehrad —

Pražského povstání —

Pankrác —

Budějovická —

Kačerov —

Roztyly —

Chodov —

Opatov —

Háje

Примечания Самая короткая линия пражского метро

 

Самая протяженная из всех линий пражского метро

 

Самая первая из трех линий пражского метро

Станции метрополитена построены на различной глубине. Самая глубокая во всем Евросоюзе и в чешском метро — Náměstí Míru — расположена в 53 м от поверхности земли.

метро в Праге

метро в Праге

Станции в пределах центра города на ветках А и В тоже глубокого заложения. При их строительстве использовали закрытый метод с применением специального оборудования — «проходнического щита». Такой способ строительства метрополитена, когда все работы ведутся под землёй и не мешают ни людям, ни транспорту, применялся ещё в прошлом веке, однако сначала все делалось рабочими вручную. После изобретения английским инженером Брюннелем щита для прокладки тоннеля Лондонского метро под Темзой строительство подземок стало легче и доступнее.

Окраинные станции линий А и В Пражского метро, а также вся ветка С строились уже открытым способом, при котором сначала вырывается котлован, в нем бетоном укрепляются стены, прокладываются пути и возводится сама станция, а после все снова засыпается грунтом. Такие станции и перегоны между ними находятся всего в нескольких метрах под землёй.

Частично желтая линия В проходит внутри стеклянных тоннелей над землей: это перегоны между станциями Hůrka и Lužiny на западе и между Rajská zahrada и Černý Most на востоке. Часть красной линии С от станции I.P.Pavlova до Vyšehrad проходит по Нусельскому мосту под автомагистралью на высоте 40 метров над живописной Нусельской долиной.

метро в Праге

Vyšehrad — единственная на красной ветке и вообще первая станция пражского метро, построенная над землёй.

метро в Праге станция Vyšehrad

У большинства станций, созданных открытым способом, одна платформа в центре зала, обслуживающая оба направления движения поездов.

метро в Праге

Станции глубокого залегания обычно состоят из трёх тоннелей: самый широкий средний — зал для пассажиров, левый и правый — тоннели для поездов.

метро в Праге

метро в Праге

В целом залы и вестибюли метрополитена в Праге выглядят просто, даже аскетично, никакой лепнины, живописи или мозаики. Максимум, что позволяют чехи, так это поместить на стенах рекламные плакаты, и то не везде.

метро в Праге

Вход в подземку тоже не особо примечателен, порой люди просто спускаются вниз по лестнице, как будто в подземный переход.

метро в Праге

Из вестибюлей станций к тем платформам, которые находятся глубоко под землёй, ведут эскалаторы. Неглубокие станции такими удобствами не оснащены. Небольшая часть станций в чешском метрополитене имеют лифты для людей, которым сложно передвигаться.

метро в Праге

Заблудиться в здешнем метро невозможно, потому что электропоезда и станции оснащены информационными стендами со схемами движения поездов и остановками наземных видов транспорта. Вход в подземку всегда обозначен буквой М.

схема метро Праги

Словарик посетителя чешского метрополитена

В подземке можно прочитать или услышать следующие слова и выражения на чешском, интуитивно понятные и без перевода:

  • metro – метрополитен
  • linka – линия/ветка метро
  • stanice metra — станция метро
  • přestupní stanice — пересадочная станция
  • přestup – переход
  • Přestup na linku … — Переход на линию …
  • vstup – вход
  • výstup – выход
  • eskalátor – эскалатор
  • Ukončete prosím výstup a nástup, dveře se zavírají. — Пожалуйста, окончите высадку и посадку, двери закрываются.
  • Příští stanice … — Следующая станция …
  • pozor — внимание

Вагонный состав

Создавать подземку Чехии помогал СССР, он же снабжал здешнюю подземку своим подвижным составом. Вплоть до 1990 г. здесь ходили вагоны Мытищинского вагонстройзавода. Однако с 2000 г. в связи с обновлением подвижного парка российские вагоны постепенно заменяют техникой производства компании Siemens M1. На сегодняшний день в Пражском метро курсируют почти 750 вагонов.

На дверях вагонов установлены кнопки открытия и закрытия дверей. Их нужно нажимать при необходимости выйти на соответствующей остановке. В целях безопасности открываются двери только после остановки состава

метро в Праге

метро в Праге

История создания Пражского метро

Несмотря на то, что Пражский метрополитен — сооружение молодое, идея системы транспорта под землей в столице Чешской республики возникла ещё в конце 19 в. Тогда городские власти не восприняли подобное предложение всерьёз, однако в начале 1930-х гг. ситуация изменилась и начались серьёзные разработки будущей подземки в Праге. На рассмотрение было представлено два проекта: использование уже курсирующих к тому времени по Праге трамваев для передвижения под землей и создание независимой подземной железной дороги со своим подвижным составом. С началом Второй мировой войны все работы, связанные с метро, были приостановлены. И в течение двух послевоенных десятилетий к ним не возвращались в связи со сложной экономической ситуацией в разоренной войной стране.

В начале 1960-х гг. правительство утвердило прокладку трамвайных путей под землёй, и в 1967 г. началось строительство первой станции Hlavní nádraží. Однако в том же году по совету инженеров из дружественного Советского Союза, было принято решение строить «настоящее метро», и вся проектная документация была срочно переделана в течение всего одного года. 9 мая 1974 г. были запущены первые поезда между станциями Kačerov и Sokolovská (сегодня Florenc) на красной ветке С. Затем всего за каких-то 15 лет были построены и введены в эксплуатацию три полноценные ветки метрополитена.

В 1990 г. несколько станций, носивших до этого названия, отражающие коммунистическую идеологию, были переименованы в политически нейтральные. Например, станция Leninova, на которой был установлен огромный бюст В.И.Ленина, стала Dejvická по названию прилегающего района. Другие переименования: Mládežnická на Pankrác, Moskevská на Anděl, Kosmonautů на Háje.

В августе 2002 г. 19 станций Пражского метрополитена пострадали от разрушительного наводнения, что вызвало серьёзные сбои в работе транспортной системы Праги. В течение нескольких месяцев на затопленных станциях производились ремонтные работы, а на некоторых из них были установлены специальные указатели уровня, до которого доходила вода во время стихии.

Начатое было строительство четвёртой линии метро D, соединяющей юго-восток столицы и железнодорожный вокзал, на сегодня приостановлено предположительно до 2020 г. Причина банальна: не хватает средств. В будущем чехи также планируют запуск кольцевой линии Е.

Часы работы подземного транспорта в Праге

Двери подземки открываются ежедневно в 5 утра, причем самый первый утренний состав идёт по красной ветке С. Последний поезд уходит в депо по той же линии С в 00:00 ночи. Каждую пятницу и по выходным поезда метро курсируют до 01:00 ночи. Такой же график устанавливается и во время праздников. В час-пик составы прибывают на перрон через каждые 2-3 минуты, а в остальное время ждать нужно дольше, 4-12 минут. Одновременно на трёх ветках Пражской подземки курсируют порядка 100 поездов.

метро в Праге

Проезд в метро в Праге

Первое, что привлекает внимание иностранцев в чешском метрополитене, это отсутствие турникетов. Для проезда в подземке, необходимо купить проездной талон. Конечно, можно попробовать ездить «зайцем», но периодически по вагонам проходят кондукторы, которые ничем не отличаются  от пассажиров вокруг, потому что не носят форму. Контролеры, заходя в вагон, обязаны достать жетон и удостоверение, после чего могут выявлять безбилетников и выписывать им штрафы за нарушение правил проезда в метрополитене.

Суммы штрафов не маленькие: до 1500 крон.

Объединение городского транспорта в общую сеть позволило ввести в Праге билеты, единые для всех типов пассажирских перевозок: от автобуса до фуникулёра.

В отличие от метро за рубежом, чешские проездные талоны учитывают время, проведенное в транспорте, а не число поездок

Проездные билеты бывают трёх типов:

  • обычные бумажные талоны;
  • opencard в виде пластиковой карточки;
  • смс-билеты.

Бумажные талоны доступны к продаже в специальных автоматах в метрополитене, на остановках наземного транспорта и в газетных киосках. Такой билет необходимо один раз прокомпостировать в специальном автомате желтого цвета, установленном при входе в подземку. Только после этого и начинается отсчет оплаченного времени.

Бумажные талоны для проезда в метро в Праге
Бумажные талоны для проезда в метро в Праге

оплата метро в Праге

Карточки opencard — ещё один вид проездного документа, используемого в чешском транспорте. Такие карточки бывают как именными с указанием данных и фотографией владельца, так и анонимными, которые могут передаваться другим людям. Стоимость выпуска самой карточки — 100 крон, а срок изготовления – 14 дней. Те, кто хотят, получить её быстрее, уже через неделю, платят на 150 крон больше. Opencard можно пополнять на 1 месяц, 3 месяца или 1 год, а заказать через интернет.

Карточки opencard для проезда в метро в Праге

Проездные билеты (kuppon) сроком от месяца до года продаются всего на 12 станциях метрополитена, в аэропорту, на вокзалах, в турагентствах и гостиницах. Kuppon не компостируется, а просто показывается контролёру. Его можно передавать в пользование другому человеку, т.к. проездные в Праге не именные.

Линия метро Станции, где можно приобрести проездной kupon
А Skalka, Hradčanská
В Vysočanská, Palmovka, Florenc, Můstek, Anděl, Smíchovské nádraží, Zličín
С Roztyly, Nádraží Holešovice, Letňany

Смс-билеты приобретают путём отправки бесплатного текстового сообщения на короткий номер 90206. Через пару минут на телефон приходит смс о купленном билете, его при необходимости следует показать кондуктору. Чтобы иметь возможность пользоваться услугой покупки смс-талона на проезд нужна сим-карта одного из операторов связи Чехии: Vodafone, O2 или T-mobile, а также сумма на счету, достаточная для оплаты покупки. Также существует специальное мобильное приложение для покупки таких билетов — SEJF Mobile wallet. Оно разработано для всех, кто не желает покупать сим-карту местного оператора

Цена смс-билетов и текст сообщений для их покупки

Cмс-сообщение на номер 90206 Время действия смс-билета Сумма оплаты
DPT24 30 минут 24 крон
DPT32 1,5 часа 32 крон
DPT100 сутки 100 крон
DPTA Заказ дубликата смс-билета 6 крон

При случайном удалении сообщения о купленном смс-талоне на проезд предусмотрена возможность заказать его дубликат. Для этого следует отправить сообщение «DPTA» на тот же номер 90206.

Разновидности чешских проездных документов

В таблице ниже присутствует прокрутка по ширине!

Для взрослых (от 19 лет), кроны Для детей 10-14 лет), кроны Для подростков (15-19 лет), кроны Для студентов (19-26 лет, имеет студенческий билет ISIC), кроны Для пенсионеров, кроны Время действия Примечание
Short-term Короткий 24 12 12 24 12 30 минут. На 1 поездку без пересадок
Basic Стандартный 32 16 16 32 16 90 минут. Возможна 1 пересадка
1Day Суточный 110 55 110 110 55 24 часа Возможны несколько пересадок
3Day Трехсуточный 310 310 310 72 часа Можно бесплатно провозить 1 ребенка до 15 лет, возможны несколько пересадок
Билет, купленный у водителя Стандартный 40 20 40 40 20 90 минут Возможна 1 пересадка
Opencard Месячный 550 260 260 250 1 месяц Поездки без ограничений,   именные карты
Квартальный 1480 720 720 660 3 месяца
5месячный 2450 1200 1200 1100 5 месяцев
10месячный 2400 2400 10 месяцев
годовой 4750 1 год
Kupon Проездной на 1 месяц 670 1 месяц Поездки без ограничений, анонимны карты, могут передаваться другим людям
Проездной на 3 месяца 1880 3 месяца
Проездной на 1 год 6100 1 год

Проезд для ребенка младше 5 лет бесплатный, причём никакие документы не требуются, а вот с 6 до 9 лет для бесплатного проезда уже нужен документ, в котором указана дата его рождения. Подросток 10-14 лет имеет право на оплату только половины стоимости билета, но он тоже должен подтвердить свой возраст. Пожилые люди 70 лет и старше освобождаются от платы за проезд в чешском транспорте, но только при предъявлении удостоверения личности.

Если в пути действие талона на проезд заканчивается, то следует оформить смс-билет, чтобы не ездить «зайцем» и избежать значительного штрафа.

Станции метро в главном городе Чехии оснащены информационными табличками, понятными даже людям, не говорящим по-чешски, а также стойками информации, которые оказывают помощь всем, кому она необходима.

метро в Праге

10 оценок, среднее: 5,00 из 510 оценок, среднее: 5,00 из 510 оценок, среднее: 5,00 из 510 оценок, среднее: 5,00 из 510 оценок, среднее: 5,00 из 5 (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Комментарии закрыты.