Прага одновременно является и столицей, и крупнейшим городом в Чехии. Здесь проживает около 1,2 млн человек, а метро — основа всей системы общественного транспорта города, которая ежедневно перевозит более миллиона, а в год почти 420 млн пассажиров.
Управляет чешским метрополитеном муниципальное предприятие общественного транспорта столицы. Оно отвечает за работу всей сети транспорта Праги (автобусов, трамваев, метро, включая фуникулер на Петршин Холм и канатную дорогу в Пражском зоопарке). С 1993 г. подземка, автобусный и трамвайный парк объединены в интегрированную систему пассажироперевозок столицы, а проездные талоны здесь действуют сразу на все разновидности транспорта сразу.
Ветки и станции метро в Праге
Столичный метрополитен в Чехии имеет три ветки, каждая из которых носит свое цветовое и буквенное обозначение: зелёная линия A, желтая B и красная C. 57 станций связывает более 50 км железнодорожных путей, по большей части, подземных. Все ветки пересекаются в центре города, образуя своеобразный треугольник.
Пересадочных станций, предназначенных для того, чтобы попасть с одной ветки на другую три: Muzeum, Můstek и Florenc.
Здесь можно скачать подробную карту метро и автобусов в высоком качестве.
Особенности трех линий метро в Праге
Линия А | Линия В | Линия С | |
Цвет | Зеленый | Желтый | Красный |
Направление | С востока на запад | С востока на запад | С севера на юг |
Время в пути | 20 минут | 41 минут | 25 минут |
Количество станций | 13
Náměstí Míru – самая глубокая станция в ЕС |
24 | 20 |
Переходы между ветками | Mustek – переход на желтую
Muzeum – переход на красную |
Mustek – переход на зеленую
Florenc – переход на красную |
Muzeum – переход на зеленую
Florenc – переход на желтую |
Станции | Nemocnice Motol —
Petřiny — Nádraží Veleslavín — Bořislavka — Dejvická — Hradčanská — Malostranská — Staroměstská — Můstek — Muzeum — Náměstí Míru — Jiřího z Poděbrad — Flora — Želivského — Strašnická — Skalka — Depo Hostivař |
Zličín —
Stodůlky — Luka — Lužiny — Hůrka — Nové Butovice — Jinonice — Radlická — Smíchovské nádraží — Anděl — Karlovo náměstí — Národní třída — Můstek — Náměstí Republiky — Florenc — Křižíkova — Invalidovna — Palmovka — Českomoravská — Vysočanská — Kolbenova — Hloubětín — Rajská zahrada — Černý Most |
Letňany — Prosek — Střížkov — Ládví — Kobylisy — Nádraží Holešovice — Vltavská — Florenc — Hlavní nádraží — Muzeum — I. P. Pavlova — Vyšehrad — Pražského povstání — Pankrác — Budějovická — Kačerov — Roztyly — Chodov — Opatov — Háje |
Примечания | Самая короткая линия пражского метро
|
Самая протяженная из всех линий пражского метро
|
Самая первая из трех линий пражского метро |
Станции метрополитена построены на различной глубине. Самая глубокая во всем Евросоюзе и в чешском метро — Náměstí Míru — расположена в 53 м от поверхности земли.
Станции в пределах центра города на ветках А и В тоже глубокого заложения. При их строительстве использовали закрытый метод с применением специального оборудования — «проходнического щита». Такой способ строительства метрополитена, когда все работы ведутся под землёй и не мешают ни людям, ни транспорту, применялся ещё в прошлом веке, однако сначала все делалось рабочими вручную. После изобретения английским инженером Брюннелем щита для прокладки тоннеля Лондонского метро под Темзой строительство подземок стало легче и доступнее.
Окраинные станции линий А и В Пражского метро, а также вся ветка С строились уже открытым способом, при котором сначала вырывается котлован, в нем бетоном укрепляются стены, прокладываются пути и возводится сама станция, а после все снова засыпается грунтом. Такие станции и перегоны между ними находятся всего в нескольких метрах под землёй.
Частично желтая линия В проходит внутри стеклянных тоннелей над землей: это перегоны между станциями Hůrka и Lužiny на западе и между Rajská zahrada и Černý Most на востоке. Часть красной линии С от станции I.P.Pavlova до Vyšehrad проходит по Нусельскому мосту под автомагистралью на высоте 40 метров над живописной Нусельской долиной.
Vyšehrad — единственная на красной ветке и вообще первая станция пражского метро, построенная над землёй.
У большинства станций, созданных открытым способом, одна платформа в центре зала, обслуживающая оба направления движения поездов.
Станции глубокого залегания обычно состоят из трёх тоннелей: самый широкий средний — зал для пассажиров, левый и правый — тоннели для поездов.
В целом залы и вестибюли метрополитена в Праге выглядят просто, даже аскетично, никакой лепнины, живописи или мозаики. Максимум, что позволяют чехи, так это поместить на стенах рекламные плакаты, и то не везде.
Вход в подземку тоже не особо примечателен, порой люди просто спускаются вниз по лестнице, как будто в подземный переход.
Из вестибюлей станций к тем платформам, которые находятся глубоко под землёй, ведут эскалаторы. Неглубокие станции такими удобствами не оснащены. Небольшая часть станций в чешском метрополитене имеют лифты для людей, которым сложно передвигаться.
Заблудиться в здешнем метро невозможно, потому что электропоезда и станции оснащены информационными стендами со схемами движения поездов и остановками наземных видов транспорта. Вход в подземку всегда обозначен буквой М.
Словарик посетителя чешского метрополитена
В подземке можно прочитать или услышать следующие слова и выражения на чешском, интуитивно понятные и без перевода:
- metro – метрополитен
- linka – линия/ветка метро
- stanice metra — станция метро
- přestupní stanice — пересадочная станция
- přestup – переход
- Přestup na linku … — Переход на линию …
- vstup – вход
- výstup – выход
- eskalátor – эскалатор
- Ukončete prosím výstup a nástup, dveře se zavírají. — Пожалуйста, окончите высадку и посадку, двери закрываются.
- Příští stanice … — Следующая станция …
- pozor — внимание
Вагонный состав
Создавать подземку Чехии помогал СССР, он же снабжал здешнюю подземку своим подвижным составом. Вплоть до 1990 г. здесь ходили вагоны Мытищинского вагонстройзавода. Однако с 2000 г. в связи с обновлением подвижного парка российские вагоны постепенно заменяют техникой производства компании Siemens M1. На сегодняшний день в Пражском метро курсируют почти 750 вагонов.
На дверях вагонов установлены кнопки открытия и закрытия дверей. Их нужно нажимать при необходимости выйти на соответствующей остановке. В целях безопасности открываются двери только после остановки состава.
История создания Пражского метро
Несмотря на то, что Пражский метрополитен — сооружение молодое, идея системы транспорта под землей в столице Чешской республики возникла ещё в конце 19 в. Тогда городские власти не восприняли подобное предложение всерьёз, однако в начале 1930-х гг. ситуация изменилась и начались серьёзные разработки будущей подземки в Праге. На рассмотрение было представлено два проекта: использование уже курсирующих к тому времени по Праге трамваев для передвижения под землей и создание независимой подземной железной дороги со своим подвижным составом. С началом Второй мировой войны все работы, связанные с метро, были приостановлены. И в течение двух послевоенных десятилетий к ним не возвращались в связи со сложной экономической ситуацией в разоренной войной стране.
В начале 1960-х гг. правительство утвердило прокладку трамвайных путей под землёй, и в 1967 г. началось строительство первой станции Hlavní nádraží. Однако в том же году по совету инженеров из дружественного Советского Союза, было принято решение строить «настоящее метро», и вся проектная документация была срочно переделана в течение всего одного года. 9 мая 1974 г. были запущены первые поезда между станциями Kačerov и Sokolovská (сегодня Florenc) на красной ветке С. Затем всего за каких-то 15 лет были построены и введены в эксплуатацию три полноценные ветки метрополитена.
В 1990 г. несколько станций, носивших до этого названия, отражающие коммунистическую идеологию, были переименованы в политически нейтральные. Например, станция Leninova, на которой был установлен огромный бюст В.И.Ленина, стала Dejvická по названию прилегающего района. Другие переименования: Mládežnická на Pankrác, Moskevská на Anděl, Kosmonautů на Háje.
В августе 2002 г. 19 станций Пражского метрополитена пострадали от разрушительного наводнения, что вызвало серьёзные сбои в работе транспортной системы Праги. В течение нескольких месяцев на затопленных станциях производились ремонтные работы, а на некоторых из них были установлены специальные указатели уровня, до которого доходила вода во время стихии.
Начатое было строительство четвёртой линии метро D, соединяющей юго-восток столицы и железнодорожный вокзал, на сегодня приостановлено предположительно до 2020 г. Причина банальна: не хватает средств. В будущем чехи также планируют запуск кольцевой линии Е.
Часы работы подземного транспорта в Праге
Двери подземки открываются ежедневно в 5 утра, причем самый первый утренний состав идёт по красной ветке С. Последний поезд уходит в депо по той же линии С в 00:00 ночи. Каждую пятницу и по выходным поезда метро курсируют до 01:00 ночи. Такой же график устанавливается и во время праздников. В час-пик составы прибывают на перрон через каждые 2-3 минуты, а в остальное время ждать нужно дольше, 4-12 минут. Одновременно на трёх ветках Пражской подземки курсируют порядка 100 поездов.
Проезд в метро в Праге
Первое, что привлекает внимание иностранцев в чешском метрополитене, это отсутствие турникетов. Для проезда в подземке, необходимо купить проездной талон. Конечно, можно попробовать ездить «зайцем», но периодически по вагонам проходят кондукторы, которые ничем не отличаются от пассажиров вокруг, потому что не носят форму. Контролеры, заходя в вагон, обязаны достать жетон и удостоверение, после чего могут выявлять безбилетников и выписывать им штрафы за нарушение правил проезда в метрополитене.
Суммы штрафов немаленькие: до 1500 крон.
Объединение городского транспорта в общую сеть позволило ввести в Праге билеты, единые для всех типов пассажирских перевозок: от автобуса до фуникулёра.
В отличие от метро за рубежом, чешские проездные талоны учитывают время, проведенное в транспорте, а не число поездок.
Проездные билеты бывают трёх типов:
- обычные бумажные талоны;
- opencard в виде пластиковой карточки;
- смс-билеты.
Бумажные талоны доступны к продаже в специальных автоматах в метрополитене, на остановках наземного транспорта и в газетных киосках. Такой билет необходимо один раз прокомпостировать в специальном автомате желтого цвета, установленном при входе в подземку. Только после этого и начинается отсчет оплаченного времени.
Карточки opencard — ещё один вид проездного документа, используемого в чешском транспорте. Такие карточки бывают как именными с указанием данных и фотографией владельца, так и анонимными, которые могут передаваться другим людям. Стоимость выпуска самой карточки — 100 крон, а срок изготовления – 14 дней. Те, кто хотят, получить её быстрее, уже через неделю, платят на 150 крон больше. Opencard можно пополнять на 1 месяц, 3 месяца или 1 год, а заказать через интернет.
Проездные билеты (kuppon) сроком от месяца до года продаются всего на 12 станциях метрополитена, в аэропорту, на вокзалах, в турагентствах и гостиницах. Kuppon не компостируется, а просто показывается контролёру. Его можно передавать в пользование другому человеку, т.к. проездные в Праге не именные.
Линия метро | Станции, где можно приобрести проездной kupon |
А | Skalka, Hradčanská |
В | Vysočanská, Palmovka, Florenc, Můstek, Anděl, Smíchovské nádraží, Zličín |
С | Roztyly, Nádraží Holešovice, Letňany |
Смс-билеты приобретают путём отправки бесплатного текстового сообщения на короткий номер 90206. Через пару минут на телефон приходит смс о купленном билете, его при необходимости следует показать кондуктору. Чтобы иметь возможность пользоваться услугой покупки смс-талона на проезд нужна сим-карта одного из операторов связи Чехии: Vodafone, O2 или T-mobile, а также сумма на счету, достаточная для оплаты покупки. Также существует специальное мобильное приложение для покупки таких билетов — SEJF Mobile wallet. Оно разработано для всех, кто не желает покупать сим-карту местного оператора
Цена смс-билетов и текст сообщений для их покупки
Cмс-сообщение на номер 90206 | Время действия смс-билета | Сумма оплаты |
DPT24 | 30 минут | 24 крон |
DPT32 | 1,5 часа | 32 крон |
DPT100 | сутки | 100 крон |
DPTA | Заказ дубликата смс-билета | 6 крон |
При случайном удалении сообщения о купленном смс-талоне на проезд предусмотрена возможность заказать его дубликат. Для этого следует отправить сообщение «DPTA» на тот же номер 90206.
Разновидности чешских проездных документов
В таблице ниже присутствует прокрутка по ширине!
Для взрослых (от 19 лет), кроны | Для детей 10-14 лет), кроны | Для подростков (15-19 лет), кроны | Для студентов (19-26 лет, имеет студенческий билет ISIC), кроны | Для пенсионеров, кроны | Время действия | Примечание | ||
Short-term | Короткий | 24 | 12 | 12 | 24 | 12 | 30 минут. | На 1 поездку без пересадок |
Basic | Стандартный | 32 | 16 | 16 | 32 | 16 | 90 минут. | Возможна 1 пересадка |
1Day | Суточный | 110 | 55 | 110 | 110 | 55 | 24 часа | Возможны несколько пересадок |
3Day | Трехсуточный | 310 | — | 310 | 310 | — | 72 часа | Можно бесплатно провозить 1 ребенка до 15 лет, возможны несколько пересадок |
Билет, купленный у водителя | Стандартный | 40 | 20 | 40 | 40 | 20 | 90 минут | Возможна 1 пересадка |
Opencard | Месячный | 550 | — | 260 | 260 | 250 | 1 месяц | Поездки без ограничений, именные карты |
Квартальный | 1480 | — | 720 | 720 | 660 | 3 месяца | ||
5месячный | 2450 | — | 1200 | 1200 | 1100 | 5 месяцев | ||
10месячный | — | — | 2400 | 2400 | — | 10 месяцев | ||
годовой | 4750 | — | — | — | — | 1 год | ||
Kupon | Проездной на 1 месяц | 670 | — | — | — | — | 1 месяц | Поездки без ограничений, анонимны карты, могут передаваться другим людям |
Проездной на 3 месяца | 1880 | — | — | — | — | 3 месяца | ||
Проездной на 1 год | 6100 | — | — | — | — | 1 год |
Проезд для ребенка младше 5 лет бесплатный, причём никакие документы не требуются, а вот с 6 до 9 лет для бесплатного проезда уже нужен документ, в котором указана дата его рождения. Подросток 10-14 лет имеет право на оплату только половины стоимости билета, но он тоже должен подтвердить свой возраст. Пожилые люди 70 лет и старше освобождаются от платы за проезд в чешском транспорте, но только при предъявлении удостоверения личности.
Если в пути действие талона на проезд заканчивается, то следует оформить смс-билет, чтобы не ездить «зайцем» и избежать значительного штрафа.
Станции метро в главном городе Чехии оснащены информационными табличками, понятными даже людям, не говорящим по-чешски, а также стойками информации, которые оказывают помощь всем, кому она необходима.