Метро в Праге

0

Прага одновременно является и столицей, и крупнейшим городом в Чехии. Здесь проживает около 1,2 млн человек, а метро — основа всей системы общественного транспорта города, которая ежедневно перевозит более миллиона, а в год почти 420 млн пассажиров.
Управляет чешским метрополитеном муниципальное предприятие общественного транспорта столицы. Оно отвечает за работу всей сети транспорта Праги (автобусов, трамваев, метро, включая фуникулер на Петршин Холм и канатную дорогу в Пражском зоопарке). С 1993 г. подземка, автобусный и трамвайный парк объединены в интегрированную систему пассажироперевозок столицы, а проездные талоны здесь действуют сразу на все разновидности транспорта сразу.

Ветки и станции метро в Праге

Столичный метрополитен в Чехии имеет три ветки, каждая из которых носит свое цветовое и буквенное обозначение: зелёная линия A, желтая B и красная C. 57 станций связывает более 50 км железнодорожных путей, по большей части, подземных. Все ветки пересекаются в центре города, образуя своеобразный треугольник.

Пересадочных станций, предназначенных для того, чтобы попасть с одной ветки на другую три: Muzeum, Můstek и Florenc.

Карта метро в Праге
Карта метро в Праге

Здесь можно скачать подробную карту метро и автобусов в высоком качестве.

Особенности трех линий метро в Праге

[su_table responsive=»yes»]
Линия А Линия В Линия С
Цвет Зеленый Желтый Красный
Направление С востока на запад С востока на запад С севера на юг
Время в пути 20 минут 41 минут 25 минут
Количество станций 13

Náměstí Míru – самая глубокая станция в ЕС

24 20
Переходы между ветками Mustek – переход на желтую

Muzeum – переход на красную

Mustek – переход на зеленую

Florenc  – переход на красную

Muzeum  – переход на зеленую

Florenc  – переход на желтую

Станции Nemocnice Motol —

Petřiny —

Nádraží Veleslavín —

Bořislavka —

Dejvická —

Hradčanská —

Malostranská —

Staroměstská —

Můstek —

Muzeum —

Náměstí Míru —

Jiřího z Poděbrad —

Flora —

Želivského —

Strašnická —

Skalka —

Depo Hostivař

Zličín —

Stodůlky —

Luka —

Lužiny —

Hůrka —

Nové Butovice —

Jinonice —

Radlická —

Smíchovské nádraží —

Anděl —

Karlovo náměstí —

Národní třída —

Můstek —

Náměstí Republiky —

Florenc —

Křižíkova —

Invalidovna —

Palmovka —

Českomoravská —

Vysočanská —

Kolbenova —

Hloubětín —

Rajská zahrada —

Černý Most

Letňany —

Prosek —

 Střížkov —

Ládví —

Kobylisy —

Nádraží Holešovice —

Vltavská —

Florenc —

Hlavní nádraží —

Muzeum —

I. P. Pavlova —

Vyšehrad —

Pražského povstání —

Pankrác —

Budějovická —

Kačerov —

Roztyly —

Chodov —

Opatov —

Háje

Примечания Самая короткая линия пражского метро

 

Самая протяженная из всех линий пражского метро

 

Самая первая из трех линий пражского метро
[/su_table]

Станции метрополитена построены на различной глубине. Самая глубокая во всем Евросоюзе и в чешском метро — Náměstí Míru — расположена в 53 м от поверхности земли.

метро в Праге

метро в Праге

Станции в пределах центра города на ветках А и В тоже глубокого заложения. При их строительстве использовали закрытый метод с применением специального оборудования — «проходнического щита». Такой способ строительства метрополитена, когда все работы ведутся под землёй и не мешают ни людям, ни транспорту, применялся ещё в прошлом веке, однако сначала все делалось рабочими вручную. После изобретения английским инженером Брюннелем щита для прокладки тоннеля Лондонского метро под Темзой строительство подземок стало легче и доступнее.

Окраинные станции линий А и В Пражского метро, а также вся ветка С строились уже открытым способом, при котором сначала вырывается котлован, в нем бетоном укрепляются стены, прокладываются пути и возводится сама станция, а после все снова засыпается грунтом. Такие станции и перегоны между ними находятся всего в нескольких метрах под землёй.

Частично желтая линия В проходит внутри стеклянных тоннелей над землей: это перегоны между станциями Hůrka и Lužiny на западе и между Rajská zahrada и Černý Most на востоке. Часть красной линии С от станции I.P.Pavlova до Vyšehrad проходит по Нусельскому мосту под автомагистралью на высоте 40 метров над живописной Нусельской долиной.

метро в Праге

Vyšehrad — единственная на красной ветке и вообще первая станция пражского метро, построенная над землёй.

метро в Праге станция Vyšehrad

У большинства станций, созданных открытым способом, одна платформа в центре зала, обслуживающая оба направления движения поездов.

метро в Праге

Станции глубокого залегания обычно состоят из трёх тоннелей: самый широкий средний — зал для пассажиров, левый и правый — тоннели для поездов.

метро в Праге

метро в Праге

В целом залы и вестибюли метрополитена в Праге выглядят просто, даже аскетично, никакой лепнины, живописи или мозаики. Максимум, что позволяют чехи, так это поместить на стенах рекламные плакаты, и то не везде.

метро в Праге

Вход в подземку тоже не особо примечателен, порой люди просто спускаются вниз по лестнице, как будто в подземный переход.

метро в Праге

Из вестибюлей станций к тем платформам, которые находятся глубоко под землёй, ведут эскалаторы. Неглубокие станции такими удобствами не оснащены. Небольшая часть станций в чешском метрополитене имеют лифты для людей, которым сложно передвигаться.

метро в Праге

Заблудиться в здешнем метро невозможно, потому что электропоезда и станции оснащены информационными стендами со схемами движения поездов и остановками наземных видов транспорта. Вход в подземку всегда обозначен буквой М.

схема метро Праги

Словарик посетителя чешского метрополитена

В подземке можно прочитать или услышать следующие слова и выражения на чешском, интуитивно понятные и без перевода:

  • metro – метрополитен
  • linka – линия/ветка метро
  • stanice metra — станция метро
  • přestupní stanice — пересадочная станция
  • přestup – переход
  • Přestup na linku … — Переход на линию …
  • vstup – вход
  • výstup – выход
  • eskalátor – эскалатор
  • Ukončete prosím výstup a nástup, dveře se zavírají. — Пожалуйста, окончите высадку и посадку, двери закрываются.
  • Příští stanice … — Следующая станция …
  • pozor — внимание

Вагонный состав

Создавать подземку Чехии помогал СССР, он же снабжал здешнюю подземку своим подвижным составом. Вплоть до 1990 г. здесь ходили вагоны Мытищинского вагонстройзавода. Однако с 2000 г. в связи с обновлением подвижного парка российские вагоны постепенно заменяют техникой производства компании Siemens M1. На сегодняшний день в Пражском метро курсируют почти 750 вагонов.

На дверях вагонов установлены кнопки открытия и закрытия дверей. Их нужно нажимать при необходимости выйти на соответствующей остановке. В целях безопасности открываются двери только после остановки состава.

метро в Праге

метро в Праге

История создания Пражского метро

Несмотря на то, что Пражский метрополитен — сооружение молодое, идея системы транспорта под землей в столице Чешской республики возникла ещё в конце 19 в. Тогда городские власти не восприняли подобное предложение всерьёз, однако в начале 1930-х гг. ситуация изменилась и начались серьёзные разработки будущей подземки в Праге. На рассмотрение было представлено два проекта: использование уже курсирующих к тому времени по Праге трамваев для передвижения под землей и создание независимой подземной железной дороги со своим подвижным составом. С началом Второй мировой войны все работы, связанные с метро, были приостановлены. И в течение двух послевоенных десятилетий к ним не возвращались в связи со сложной экономической ситуацией в разоренной войной стране.

В начале 1960-х гг. правительство утвердило прокладку трамвайных путей под землёй, и в 1967 г. началось строительство первой станции Hlavní nádraží. Однако в том же году по совету инженеров из дружественного Советского Союза, было принято решение строить «настоящее метро», и вся проектная документация была срочно переделана в течение всего одного года. 9 мая 1974 г. были запущены первые поезда между станциями Kačerov и Sokolovská (сегодня Florenc) на красной ветке С. Затем всего за каких-то 15 лет были построены и введены в эксплуатацию три полноценные ветки метрополитена.

В 1990 г. несколько станций, носивших до этого названия, отражающие коммунистическую идеологию, были переименованы в политически нейтральные. Например, станция Leninova, на которой был установлен огромный бюст В.И.Ленина, стала Dejvická по названию прилегающего района. Другие переименования: Mládežnická на Pankrác, Moskevská на Anděl, Kosmonautů на Háje.

В августе 2002 г. 19 станций Пражского метрополитена пострадали от разрушительного наводнения, что вызвало серьёзные сбои в работе транспортной системы Праги. В течение нескольких месяцев на затопленных станциях производились ремонтные работы, а на некоторых из них были установлены специальные указатели уровня, до которого доходила вода во время стихии.

Начатое было строительство четвёртой линии метро D, соединяющей юго-восток столицы и железнодорожный вокзал, на сегодня приостановлено предположительно до 2020 г. Причина банальна: не хватает средств. В будущем чехи также планируют запуск кольцевой линии Е.

Часы работы подземного транспорта в Праге

Двери подземки открываются ежедневно в 5 утра, причем самый первый утренний состав идёт по красной ветке С. Последний поезд уходит в депо по той же линии С в 00:00 ночи. Каждую пятницу и по выходным поезда метро курсируют до 01:00 ночи. Такой же график устанавливается и во время праздников. В час-пик составы прибывают на перрон через каждые 2-3 минуты, а в остальное время ждать нужно дольше, 4-12 минут. Одновременно на трёх ветках Пражской подземки курсируют порядка 100 поездов.

метро в Праге

Проезд в метро в Праге

Первое, что привлекает внимание иностранцев в чешском метрополитене, это отсутствие турникетов. Для проезда в подземке, необходимо купить проездной талон. Конечно, можно попробовать ездить «зайцем», но периодически по вагонам проходят кондукторы, которые ничем не отличаются  от пассажиров вокруг, потому что не носят форму. Контролеры, заходя в вагон, обязаны достать жетон и удостоверение, после чего могут выявлять безбилетников и выписывать им штрафы за нарушение правил проезда в метрополитене.

Суммы штрафов немаленькие: до 1500 крон.

Объединение городского транспорта в общую сеть позволило ввести в Праге билеты, единые для всех типов пассажирских перевозок: от автобуса до фуникулёра.

В отличие от метро за рубежом, чешские проездные талоны учитывают время, проведенное в транспорте, а не число поездок.

Проездные билеты бывают трёх типов:

  • обычные бумажные талоны;
  • opencard в виде пластиковой карточки;
  • смс-билеты.

Бумажные талоны доступны к продаже в специальных автоматах в метрополитене, на остановках наземного транспорта и в газетных киосках. Такой билет необходимо один раз прокомпостировать в специальном автомате желтого цвета, установленном при входе в подземку. Только после этого и начинается отсчет оплаченного времени.

Бумажные талоны для проезда в метро в Праге
Бумажные талоны для проезда в метро в Праге

оплата метро в Праге

Карточки opencard — ещё один вид проездного документа, используемого в чешском транспорте. Такие карточки бывают как именными с указанием данных и фотографией владельца, так и анонимными, которые могут передаваться другим людям. Стоимость выпуска самой карточки — 100 крон, а срок изготовления – 14 дней. Те, кто хотят, получить её быстрее, уже через неделю, платят на 150 крон больше. Opencard можно пополнять на 1 месяц, 3 месяца или 1 год, а заказать через интернет.

Карточки opencard для проезда в метро в Праге

Проездные билеты (kuppon) сроком от месяца до года продаются всего на 12 станциях метрополитена, в аэропорту, на вокзалах, в турагентствах и гостиницах. Kuppon не компостируется, а просто показывается контролёру. Его можно передавать в пользование другому человеку, т.к. проездные в Праге не именные.

[su_table responsive=»yes»]
Линия метро Станции, где можно приобрести проездной kupon
А Skalka, Hradčanská
В Vysočanská, Palmovka, Florenc, Můstek, Anděl, Smíchovské nádraží, Zličín
С Roztyly, Nádraží Holešovice, Letňany
[/su_table]

Смс-билеты приобретают путём отправки бесплатного текстового сообщения на короткий номер 90206. Через пару минут на телефон приходит смс о купленном билете, его при необходимости следует показать кондуктору. Чтобы иметь возможность пользоваться услугой покупки смс-талона на проезд нужна сим-карта одного из операторов связи Чехии: Vodafone, O2 или T-mobile, а также сумма на счету, достаточная для оплаты покупки. Также существует специальное мобильное приложение для покупки таких билетов — SEJF Mobile wallet. Оно разработано для всех, кто не желает покупать сим-карту местного оператора

Метро в Праге

Цена смс-билетов и текст сообщений для их покупки

[su_table responsive=»yes»]
Cмс-сообщение на номер 90206 Время действия смс-билета Сумма оплаты
DPT24 30 минут 24 крон
DPT32 1,5 часа 32 крон
DPT100 сутки 100 крон
DPTA Заказ дубликата смс-билета 6 крон
[/su_table]

При случайном удалении сообщения о купленном смс-талоне на проезд предусмотрена возможность заказать его дубликат. Для этого следует отправить сообщение «DPTA» на тот же номер 90206.

Разновидности чешских проездных документов

В таблице ниже присутствует прокрутка по ширине!

[su_table responsive=»yes»]
Для взрослых (от 19 лет), кроны Для детей 10-14 лет), кроны Для подростков (15-19 лет), кроны Для студентов (19-26 лет, имеет студенческий билет ISIC), кроны Для пенсионеров, кроны Время действия Примечание
Short-term Короткий 24 12 12 24 12 30 минут. На 1 поездку без пересадок
Basic Стандартный 32 16 16 32 16 90 минут. Возможна 1 пересадка
1Day Суточный 110 55 110 110 55 24 часа Возможны несколько пересадок
3Day Трехсуточный 310 310 310 72 часа Можно бесплатно провозить 1 ребенка до 15 лет, возможны несколько пересадок
Билет, купленный у водителя Стандартный 40 20 40 40 20 90 минут Возможна 1 пересадка
Opencard Месячный 550 260 260 250 1 месяц Поездки без ограничений,   именные карты
Квартальный 1480 720 720 660 3 месяца
5месячный 2450 1200 1200 1100 5 месяцев
10месячный 2400 2400 10 месяцев
годовой 4750 1 год
Kupon Проездной на 1 месяц 670 1 месяц Поездки без ограничений, анонимны карты, могут передаваться другим людям
Проездной на 3 месяца 1880 3 месяца
Проездной на 1 год 6100 1 год
[/su_table]

Проезд для ребенка младше 5 лет бесплатный, причём никакие документы не требуются, а вот с 6 до 9 лет для бесплатного проезда уже нужен документ, в котором указана дата его рождения. Подросток 10-14 лет имеет право на оплату только половины стоимости билета, но он тоже должен подтвердить свой возраст. Пожилые люди 70 лет и старше освобождаются от платы за проезд в чешском транспорте, но только при предъявлении удостоверения личности.

Если в пути действие талона на проезд заканчивается, то следует оформить смс-билет, чтобы не ездить «зайцем» и избежать значительного штрафа.

Станции метро в главном городе Чехии оснащены информационными табличками, понятными даже людям, не говорящим по-чешски, а также стойками информации, которые оказывают помощь всем, кому она необходима.

метро в Праге

Комментарии закрыты.